Ассоциация примет участие в совещании в Совете Федерации по совершенствованию законодательства в области селекции и семеноводства

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проводит 12 ноября 2019 года совещание на тему «О совершенствовании законодательного обеспечения селекции и семеноводства в Российской Федерации».

Члены Ассоциации рассматривают адекватное современным условиям законодательное обеспечение отрасли селекции и семеноводства РФ не только как ключевое условие формирования цивилизованного рынка семян в России, но и в качестве одного из наиболее эффективных не финансовых механизмов государственной поддержки отечественных селекции и семеноводства и благодарит Комитет по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации за большое внимание к этому вопросу. Мы исходим из того, что ошибки при разработке любых нормативно-правовых актов либо приводят к значительно большим финансовым потерям для отрасли (нередко значительно большим, чем суммарная государственная поддержка), либо задерживает ее развитие, создавая дополнительные преимущества зарубежным конкурентам. Примером этому является принятие недостаточно проработанного приказа МСХ РФ от13.07.2016 года №293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата», избыточное требование которого об обязанности производителя отечественных семян при получении карантинного сертификата предоставлять акт обеззараживания складских помещений покупателя семян способствовало потере до 20 процентов рынка отечественными производителями, и создало дополнительные конкурентные преимущества продавцам импортных семян.

Отсутствие нормативно-правовой базы по обеспечению механизма семенного контроля качества семян (и прежде всего их сортовой чистоты) до сих пор является основой причиной наличия в обороте фальсифицированных и контрафактных семян. Во многом это связано еще и с тем, что семена являются товаром, обладающим особыми свойствами биологического характера, отсутствие которых не возможно выявить и компенсировать как минимум в течение одного года. Поэтому их производство должно проводиться специализированными компаниями по правилам, установленным автором сорта (гибрида) согласованным с уполномоченным на то государственным органом. Альтернативой, более рыночной формой контроля процесса производства семян, на наш взгляд должна быть обязательность участия производителей семян в саморегулируемых организациях, при условии жесткой подконтрольности последних отраслевым государственным органам. Это позволит, в условиях быстро меняющейся внешней и внутренней «обстановки», не только более оперативно принимать изменения в правила производства и оборота семян, но и полностью соответствует как главной идеи «регуляторной гильотины» по уменьшению административных барьеров для бизнеса так и нормам ВТО.

Почти пятнадцатилетний опыт работы НАПСКиП показывает, что законодательное обеспечение деятельности селекции и семеноводства и своевременное внесение в него изменений, адекватных развитию отрасли является ключевым фактором, без которого не возможно не только ее ускоренное развитие, но и сохранение сегодняшних позиций на отечественном рынке семян. При этом мы исходим из того, что совершенствование законодательного обеспечения селекции и семеноводства Российской Федерации (а практически его модернизация) должно носить системный характер и охватывать как основные законы («О семеноводстве», «О карантине растений», Административный кодекс, ГК и др.), так и все подзаконные акты от постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных документов и циркулярных писем, инструкций, порядков и правил.

Кроме того, при организации процесса совершенствования нормативной базы семеноводства необходимо учитывать негативный опыт прошлых десятилетий, когда из-за ведомственных разногласий изменения не принимались десятилетиями (изменения в закон «О семеноводстве обсуждаются более 20 лет). Это привело к тому, что сегодня архаичное и псевдолиберальное, до конца не сформированное отраслевое законодательство, не только является тормозом развития отечественной селекции и семеноводства, но и создает предпосылки к его дискредитации. Необходимо выработать эффективный механизм преодоления возможных разногласий и прежде всего между отраслевыми структурами и экономическим блоком Правительства, опирающегося в большей части на мнение около отраслевых структур и экспертов, поверхностно «знакомых» с проблемами отрасли в основном по проектам нормативных документов, ориентированных на их максимальную «либерализацию».

С учетом вышеизложенного в целях повышения эффективности процесса совершенствовании законодательного обеспечения селекции и семеноводства Российской Федерации Ассоциация считает необходимым:

  • Провести полный аудит нормативно-правовой базы селекции и семеноводства РФ с привлечением прежде всего отраслевых специалистов (экспертов, имеющих производственный опыт), союзов и межведомственных структур.
  • На основе данных аудита принять план совершенствования законодательного обеспечения селекции и семеноводства Российской Федерации, обеспечивающий пакетное принятие всех необходимых документов в срок не более 12 месяцев.
  • Начать данную работу с принятия новой редакции закона «О семеноводстве», последний вариант которого в редакции ФС «Россельхознадзор», наиболее отвечает сегодняшним условиям семенного рынка России, но требует отдельных уточнений. В частности, выведения сертифицирующих семена организаций из-под подведомственности органов осуществляющих семенной контроль, а так же развития саморегулирования отрасли.

В настоящее время для производства качественных, конкурентоспособных семян необходимо создание особых условий. При этом учитывая большое количество сельскохозяйственных культур, семеноводство которых ведется в России, а так же огромное разнообразие почвенно-климатических зон не возможно выработать единый порядок и правила создания специальных семеноводческих зон для всей территории РФ. В связи с этим считаем рациональным передать право установления порядков формирования специализированных семеноводческих зон в регионы. Эффективность такого решения подтверждает пример Краснодарского края, где уже четыре года достаточно успешно работает региональный закон, регламентирующий принципы создания специальных семеноводческих зон. Совместная работа Ассоциации, Законодательного собрания Краснодарского края, Министерства сельского хозяйства Краснодарского края показала, что формирование таких зон с достаточно высокой эффективностью можно осуществлять на основе региональных нормативных актов.

Поэтому предлагаем Статью 20 проекта закона «Специальные зоны для производства семян сельскохозяйственных растений» изложить в следующей редакции:

«В целях создания наиболее благоприятных фитосанитарных и технологических условий для производства семян сельскохозяйственных растений, имеющих высокие сортовые качества, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок формирования специальных зон для производства семян сельскохозяйственных растений. В этих зонах устанавливается особый режим производства продукции растениеводства, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для выращивания семян сельскохозяйственных растений.»