Позиция НАПСКиП по основным стратегическим направлениям ее деятельности

Десятилетний опыт работы Ассоциации по защите интересов ее членов показывает, что ключевыми проблемами легального отечественного семеноводства являются:

  1. Значительная доля контрафакта на рынке семян.
  2. Жесткая конкурентная борьба на внутреннем рынке с иностранными компаниями и нелегальными производителями.
  3. Несовершенство российской нормативно-правовой базы в области селекции и семеноводства, нередко «работающей» не в пользу отечественных легальных производителей.
  4. Отсутствие эффективных механизмов государственной поддержки отечественных селекционных центров независимо от форм собственности.
  5. Отсутствие внятной государственной политики в отношении экспорта семян.
  6. Отсутствие у большинства отечественных селекционных и семеноводческих компаний опыта встраивания в глобальный рынок селекции и семеноводства.

С учетом того, что миссией Ассоциации является «Создание оптимальных условий деятельности для своих членов, направленной на формирование цивилизованного рынка семян в РФ» и вытекающих из нее таких целей как:

  • формирование цивилизованного рынка семян в Российской Федерации на основе организационно-правовых условий и принципах добросовестной конкуренции его участников;
  • формирование экономических условий, обеспечивающих устойчивое положение на рынке семян отечественных селекционных и семеноводческих предприятий (организаций).

Ассоциация считает целесообразным сформулировать свою позицию по следующим стратегическим направлениям деятельности:

Отношение к присутствию контрафакта на рынке семян.

  • Ассоциация считает присутствие контрафакта на рынке семян главным фактором, дискредитирующим отечественные селекцию и семеноводство и наносящим наибольшие имидже-финансовые потери добросовестным производителям.
  • Несмотря на значительные структурные изменения сущности производителей контрафакта и снижением его доли на рынке страны, Ассоциация продолжает считать одной из основных своих задач непримиримую борьбу с этим явлением во всех его проявлениях.
  • Ключевой фактором распространения контрафакта была и остается отсутствия контроля сортовой чистоты готовых семян при выдаче сертификатов соответствия на них.
  • В рамках действующей нормативно-правовой базы наиболее эффективными методами борьбы с контрафактом являются следующие меры:
  1. ужесточение порядка пере сертификации семян и выдачи копий сертификатов;
  2. полная открытость базы выданных сертификатов по всем системам сертификации в он-лайн режиме;
  3. организация выборочного грунтового контроля сортовой чистоты семян, с использованием его результатов как основания для принятия мер к фальсификаторам уполномоченными органами;
  4. разделения функций семенного контроля (надзора) и сертификации семян.

Жесткая конкурентная борьба на внутреннем рынке с иностранными компаниями и нелегальными производителями.

  • Ассоциация уважительно относится к здоровой конкуренции, но при этом считает, что на отечественном рынке семян добросовестная конкуренция отсутствует по следующим причинам:
  1. фальсифицированные «семена» априори разрушают принципы конкуренции, так как приводят к ценовому демпингу, уничтожающему как семеноводство, так и отечественную селекцию;
  2. здоровая конкуренция между отечественными и зарубежными селекционно-семеноводческими компаниями не возможна из-за внутристрановых различий в защите внутренних рынков и глобального характера основных иностранных игроков:
  3. Прежде всего необходимо введение квот на ввоз в Российскую Федерацию семян кукурузы, сои и подсолнечника иностранной селекции.
  • Разрушенное, посредством навязанных извне изменений в законодательстве, отечественное семеноводство испытывает значительные трудности и нуждается в серьезной поддержке государства как финансовой, так и не требующей бюджетных затрат. Прежде всего необходимо введение квот на ввоз в Российскую Федерацию семян кукурузы, сои и подсолнечника иностранной селекции.
  • Вступление России в ВТО негативно влияет на развитие отечественного семеноводства, т.к.:
  1. правила ВТО жестко защищают интересы иностранных поставщиков семян на отечественном рынке в ущерб российским производителям, при этом они же не являются зеркальными для отечественных семеноводов, стремящихся выйти на европейский рынок;
  2. введение экономических санкций, противоречащих правилам ВТО являются основанием для приостановления их действий как минимум на период санкций.
  • Чрезмерная ориентация отдельных блоков Правительства РФ на развитие зарубежного бизнеса в России создает неравные конкурентные условия на рынке семян для отечественных и иностранных производителей так как:
  1. ни в одной стране западного мира нет структур развивающий на их территории российский бизнес и способствующих экспорту российских товаров;
  2. система мер господдержки отечественных селекции и семеноводства менее эффективна в сравнении лоббистскими возможностями транснациональных компаний, т.к. в РФ активно работает, поддерживаемая правительственными структурами Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), включающая в себя 65 комитетов, и занимающаяся лоббированием вопросов включая сельское хозяйство, законодательство,тесно сотрудничает с российскими властями, активно взаимодействуя с последними в рамках оценки регулирующего воздействия. При этом «миссия АЕБ заключается в представлении и продвижении интересов своих членов путем качественного лоббирования…». ( http://www.aebrus.ru/ru/aeb-committees-and-working-groups/industrial/index.php?SECTION_ID=30 )

Несовершенство российской нормативно-правовой базы

Несовершенство российской нормативно-правовой базы в области селекции, семеноводства (в том числе их господдержки) и карантина растений, нередко «работающей» не в пользу отечественных и легальных производителей.

  • Распространению фальсифицированных семян и их легализации способствуют:
  1. либеральные нормы, регламентирующие производство и оборот семян на отечественном рынке, заложенные в федеральном законе от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ «О семеноводстве»;
  2. отсутствие ответственности сертифицирующих организаций за выдачу сертификатов соответствия на семена, не отвечающие заявленным требованиям;
  3. отсутствие системы сквозного прослеживания движения семян и документов их сопровождающих;
  4. отсутствие правоприменительной практики законодательства в области защиты авторских прав собственников селекционных достижений.
  • Сдерживает процесс повышения качества отечественных гибридных семян (кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, овощи) приоритетность товарных посевов над семеноводческими, что не дает возможности обеспечить пространственную изоляцию. Без урегулирования процедуры формирования специальных семеноводческих зон любые ограничения выращивания товарной продукции рассматриваются как ограничение бизнеса, без учета обратного эффекта – товарное производство ограничивает права семеноводческого бизнеса.
  • Нормативно-правовая база в области карантина растений, имеющая признаки дублирования и, по некоторым позициям, излишнего давления на бизнес, не только значительно затрудняет обмен селекционным материалом и организацию сортоиспытания, но и создает неравные конкурентные условия для отечественных и зарубежных производителей семян.

Отсутствие эффективных механизмов использования государственных средств для развития отечественных селекционных центров

К неэффективному использованию средств государственной поддержки в области селекции и семеноводства приводят:

  • предоставление господдержки на семена:
  1. с фальшивыми сертификатами соответствия на семена;
  2. не соответствующие критериям сортовой чистоты.
  • чрезмерно расширенные критерии мероприятия господдержки строительства селекционно-семеноводческих комплексов привело к направлению большинства средств по этому мероприятию на модернизацию семяочистительного и сушильного хозяйства, но никак ни селекции; 
  • нормативно-правовая неурегулированность признаков отнесения семеноводческих компаний к российским приводит к предоставлению господдержки на семена иностранного производства, без переноса в Россию селекционных технологий. 
  • Отсутствие эффективных механизмов доступа российских селекционных компаний к фундаментальным исследованиям в области постгеномных и биотехнологических методов селекции.
  • Сворачивание подготовки селекционных кадров как в высших учебных заведениях, так и в аспирантурах.

Отсутствие внятной государственной политики в отношении экспорта семян.

Экспорт российских семян в настоящее время сдерживается:

  • не достаточно активной и последовательной протекционисткой политикой государства в отношении экспорта семян, которая должна основываться на зеркальных условиях (условия экспорта отечественных семян должны быть аналогичны условиям импорта зарубежных семян);
  • наличием экспортной вывозной таможенной пошлины на семена подсолнечника для посева (товарный код 1206001000), установленной в виде ставки экспортной пошлины равной 6,5% от таможенной стоимости продукции, подлежащей вывозу (экспорту); 
  • отсутствием мер государственной поддержки, направленных на регистрацию отечественных сортов (гибридов) и их продвижение за рубежом;
  • требованием обязательности регистрации отечественных сортов (гибридов) в Российской Федерации, предназначенных для экспорта; 
  • отсутствием четких правил ввоза/вывоза семян на территорию Российской Федерации как для научных целей, так и для посева (реэкспорта). 
Отсутствие у отечественных селекционных и семеноводческих компаний опыта встраивания в глобальную систему селекции и семеноводства.