Доктрина отражает официальную позицию государства в отношении задач в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, одновременно являясь документом стратегического планирования, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности, а также Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указами Президента Российской федерации (от 13.05.2017 №208 и от 31.12.2015 N 683).
Ее принципиальное отличие от предыдущей Доктрины, принятой в 2010 году в том, что вопросы продовольственной безопасности рассматриваются в гораздо более широком аспекте, конкретизируется понятия основных параметров Доктрины и критерии их достижения. Так, среди основных задач обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий указываются:
- достижение положительного сальдо торгового баланса сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- реализация экспортного потенциала с учетом приоритета самообеспечения (в предыдущем документе этого понятия не было вообще) страны отечественной сельхозпродукцией, в том числе и Евразийского Экономического Союза.
Особенно необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с новой Доктриной для оценки продовольственной безопасности в качестве индикаторов используются пороговые значения продовольственной независимости, которая в свою очередь определяется, как уровень самообеспечения, в том числе и технологическими компонентами производства продуктов. Так для семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции он должен быть не менее 75%.
Многие отечественные специалисты и эксперты на протяжении последних шести лет обращали внимание на то, что продовольственная безопасность начинается с семян. Ассоциация в своих докладах так же рассматривала проблемы стоящие перед отечественным семеноводством кукурузы и подсолнечника, в том числе и с точки зрения продовольственной безопасности. Отрадно, что мнение отраслевого сообщества было учтено при подготовке новой Доктрины.
Конечно для достижения необходимых уровней самообеспечения отечественными семенами кукурузы и подсолнечника необходимо будет провести большую работу и Министерству сельского хозяйства, и профильным институтам, и отечественным селекционно-семеноводческим компаниям. При этом для объективной оценки уровня самообеспеченности семенами необходимо будет внести серьезные коррективы в подходы к оценке деятельности иностранных компаний в России. И прежде всего определить критерии отнесения производимой ими продукции к отечественному продукту, то есть установить минимальный уровень локализации производства семян зарубежной селекции для признания их отечественными и порядок ее расчета.
Несмотря на всю амбициозность поставленных задач, мы считаем их достижение возможным при условии серьезной работы по совершенствованию нормативной базы в области селекции и семеноводства, а так же мер ее государственной поддержки.