Чтобы предметно обсуждать тему вынесенную в заголовок необходимо сначала остановиться на том, что мы понимаем под принципами формирования государственной политики. По нашему мнению, это:
- продовольственная безопасность страны
- обеспечение технологической независимости на всех этапах сельскохозяйственного производства
- сохранение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и доступности продовольствия
Кроме этого необходимо вспомнить как формировалась и трансформировалась государственная аграрная политика за последние тридцать лет:
- До 2000 года – под лозунгом «фермер накормит страну не мешайте ему» государство самоустранилось от процесса сельхозпроизводства, назвав его «черной дырой». Развал селекции и семеноводства при сверх свободной работе иностранных компаний на рынке России. Семеноводческих ассоциаций в стране нет, «голос» отрасли не то что не слышен, он даже не формируется.
- 2000-2009 гг. – переосмысление подходов к АПК и формулирование его основной задачи – нарастить объемы внутреннего производства продовольствия. Развитие сельского хозяйства принимает форму национального проекта, что приводит к существенному росту производства основных видов продукции, с сохранением ориентации на заимствование иностранных технологий (в том числе и семян). Сохранение паритета на рынке иностранных и отечественных семян. Формирование многоукладного формата АПК. Активизация бизнеса в области отечественных селекции и семеноводства. Зарождение отраслевых федеральных и региональных семеноводческих ассоциаций, начало организованного участия бизнеса в формировании отраслевой государственной политики на основе формирования консолидированных предложений и выстраивания партнерских отношений ассоциаций и МСХ РФ.
- 2009-2015 гг. – сохранение тренда на наращивание производства сельхозпродукции, заложенного в предыдущий период, при отсутствии в Доктрине продовольственной безопасности внятных критериев в части селекции и семеноводства и значительных изменениях приоритетов государственной поддержки подотраслей АПК (при каждой смене управленческих команд в МСХ РФ). Усиление ориентации государства на крупные сельскохозяйственные комплексы, повлекшее ускорение концентрации производства. Резкое расширение доли рынка иностранных глобальных семеноводческих компаний, произошедшее во многом благодаря их демпинговой политике, а так же высокой лояльности к ним региональных и федеральных министерств (в первую очередь Минэкономразвитие и ФАС) и сельхозтоваропроизводителей. Отказ от принятия и реализации стратегии развития селекции и семеноводства страны, разработанной Депрастениеводства при участии отраслевых ассоциаций. Укрепление отраслевых семеноводческих ассоциаций, несмотря на некоторое охлаждение к ним госведомств. В этот же период усилилось размежевание отраслевых союзов по лояльности к иностранным производителям семян.
- 2015-по н.в. – наростающая активизация со стороны государства поиска возможностей импортонезависимости в части обеспечения семенами, выразившаяся, в первую очередь, в установлении в Доктрине продовольственной безопасности четких критериев доли отечественных семян в посевах основных сельхозкультур. Это вызвало ряд последующих шагов по достижению семидесятипроцентной доли отечественных гибридов в посевных площадях. Прежде всего это принятие новой редакции закона «О семеноводстве» вопреки серьезному сопротивлению лоббистов инокомпаний, в которой (несмотря на ряд недостатков) уточнены принципиальные правила «игры» отрасли на сегодня и в перспективе. Кроме того, сюда же необходимо отнести и мероприятия по повышению прозрачности семенного бизнеса, реализация которых не только способствует снижению присутствия на рынке контрафактных семян и повышению их сортовой чистоты, но и позволяет планировать меры господдержки (не только монетарные) со значительно большей эффективностью. Прежде всего это касается проработки механизма введения квот не только на ввоз семян иностранной селекции, но и на их производство в Российской Федерации. В этот период, несмотря на некоторую консолидацию отраслевого сообщества в ходе отстаивания интересов бизнеса при подготовке новой редакции ФЗ «О семеноводстве», усиливаются разногласия как в отношении к импорту семян, так и способности отечественных селекционных компаний конкурировать с глобальными иностранными. Одновременно в ходе дискуссий приходит понимание о реальном владении ситуацией в отрасли конкретных ассоциаций, а также их способности отражать и отстаивать консолидированное мнение ее членов, с учетом задач по обеспечении продовольственной безопасности страны. При этом все больше на первый план выходит способность ассоциаций не только обсуждать принципы государственной политики в области селекции и семеноводства, но и участвовать в их реализации.
Это особенно важно, так как каждая ассоциация имеет свои характерные особенности, выработанные в ходе их многолетней деятельности.
Так НАПСКиП, членами которой являются исключительно отечественные селекционно-семеноводческие компании, отличает последовательное и принципиально жесткое (на грани фола) отстаивание именно их интересов, не исключая взаимовыгодное сотрудничество с отдельными иностранными компаниями (ассоциациями), позволяющем не только обмениваться информацией, но вырабатывать более взвешенные предложения, учитывающие особенности текущей ситуации и государтвенные интересы в средне и долгосрочной перспективе. Вносимые ассоциацией предложения основываются на практике деятельности ее членов, часть из которых проверяется на собственном опыте (организация сортоиспытаний, дней поля в России и за рубежом, выращивание родителей, формирование спецсемзон, получение генобразцов, организация обеззараживания зернохранилищ и т.д). Системная аналитическая работа, основанная на актуальных статистических и оперативных данных, позволяет с высокой достоверностью формировать прогнозы развития рынка семян кукурузы и подсолнечника. А так же достаточно эффективно координировать деятельность членов ассоциации для достижения общих целей, сформулированных в официальной Позиции ассоциации по ключевым отраслевым вопросам. Несмотря на то, что отдельные пункты этого документа кому-то кажутся излишне резкими, четкое формулирование своих принципов и их последовательное отстаивание позволяет не только способствовать формированию адекватной государтвенной отраслевой политики, но и создает условия для ее успешной реализации в последующем.
АНРСК – ассоциация достаточно эффективно отражающая и лоббирующая бизнес интересы своих членов, к сожалению, без учета интересов других подотраслей семеноводства. При этом ряд ее членов излишне ориентирован на выращивание большей части своих семян за рубежом, что способствует сохранению импортозависимости по семенам овощных культур.
«Элитные семена Татарстана» - эффективная региональная ассоциация, активно участвующая в формировании отраслевой государственной политики на региональной и федеральном уровнях. Она за многие годы на собственном примере доказала возможность (даже в условиях не идеальной нормативной базы) построения системы семеноводства колосовых культур с охватом нескольких регионов Поволжья. Ее примеру успешно следует и Оренбуржская ассоциация. Обе они являются активными членами НССиС, где на протяжении многих лет сохраняется существенное влияние иностранных компаний, представители которых являются членами Совета НССиС. Имея небольшое количество голосов в союзе, зарубежным компаниям достаточно успешно удается лоббировать свои интересы, координируя свои действий на площадке Ассоциации европейского бизнеса, которая «заточена» на продвижение исключительно иностранных товаров. Несмотря на значительную активизацию работы НССиС в последние годы ему за десять лет не удалось завершить формирование внутренней организационной структуры при сохранении желания охватить все многообразие сельхозкультур. Этот факт ставит под сомнение саму возможность эффективной работы такого масштабного союза, объединяющего отечественные семеноводческие предприятия и НИИ, иностранные компании, а так же, региональные ассоциации работающие в широком спектре сельскохозяйственных культур. При имеющихся штатной численности и финансировании эффективная работа скорее всего возможна при трансформации его в конфедерацию семеноводческих союзов.
К семеноводческим ассоциациям следует относить и Картофельный союз, основным недостатком которого является то, что он отстаивает в основном интересы компаний, импортирующих семена картофеля иностранной селекции, что существенно сказывается на его позиции как в отношении государственной политики в семеноводстве, так и при подготовке проектов любых нормативно-правовых актов.
Последнее время наблюдается повышенная активность в обсуждении вопросов селекции и семеноводства отдельных представителей отраслевых союзов и общественных организаций имеющих весьма косвенное отношение к семеноводству (Российского зернового союза, Опоры России и т.д.) зачастую защищающих свои интересы, что требует весьма критичного отношения к их тенденциозным высказываниям.
Что дальше?
Для того чтобы определиться какую деятельность по реализации государственной политики могут и должны осуществлять отраслевые семеноводческие ассоциации, по нашему мнению, необходимо учитывать следующие факторы:
- в России 78 регионов с множеством почвенно-климатических зон;
- большое разнообразие сельскохозяйственных культур и их сортов со своими особенностями в каждой зоне;
- на протяжении десяти лет не большая штатная численность сотрудников Минсельхоза РФ, занимающаяся селекцией и семеноводством (до сентября 5 чел.)
- доля сотрудников в государственных структурах управления АПК всех уровней, имеющих производственный опыт в семеноводстве не значительна и ежегодно сокращается.
В этих условиях возникает потребность в компетентных экспертах, глубоко знающих внутреннее состояние и проблемы не только отрасли в целом, но тонкости семеноводства конкретных культур в конкретных регионах. Ими как раз и должны стать именно те отраслевые союзы, которые готовы и способны, отстаивая отраслевые интересы, учитывать и задачи, стоящие перед государством. Сегодня же не редки случаи когда государственные структуры при принятии решений опираются на мнение юристов и генералов объявивших себя «независимыми» экспертами, сталкивавшихся с семеноводством лишь на столичном асфальте. В результате значительные усилия отраслевых союзов уходят не на работу по реализации государственной политики по развитию отечественной селекции и семеноводства, а на изменение позиции представителей государственных структур, сформировавшейся после общения с вышеуказанными «экспертами».
Что же касается деятельности ассоциаций по в реализации государственной политики по развитию отрасли, то они в рамках реализации уставных задач могут и должны предлагая какие либо существенные нормативные изменения основываться на собственном практическом своем опыте (или своих членов). В качестве примера можно привести работу ассоциации «Элитные семена Татарстана» по выстраиванию системы семеноводства колосовых культур, а так же положительный семилетний опыт нашей ассоциации по формированию специальных семеноводческих зон в Краснодарском крае, Сегодня, понимая важность резкого увеличения производства качественных семян импортозависимях культур, мы идем дальше и второй год выращиваем родительские формы гибридов подсолнечника. Это позволяет не только оказать практическую помощь нашим членам, изнутри выявить проблемы, с которыми они сталкиваются, но и вносить предложения по совершенствованию нормативно правовой базы, принятие которых безусловно будет способствовать снижению импортозависимости семеноводства страны. А накопленный статистический материал и практический опыт станет прочной основой не только при отстаивании нашей ЭКСПЕРТНОЙ позиции, но позволяет в реалиях сегодняшнего дня (условиях мобилизационной экономики) в случае наделения соответствующими полномочиями, выступать в качестве управленческой структуры, задачей которой является координация деятельности семеноводческих компаний по обеспечению сельхозпредприятий страны высококачественными семенами кукурузы, подсолнечника и сои.
И.А.Лобач президент НАПСКиП