Ответ конечно однозначен – нужны. А вот, сколько и каких это вопрос, над которым стоит задуматься, тем более, что все чаще предлагается оказывать их строительству всяческую государственную поддержку (как финансовую, так и в любых других формах) на федеральном и региональном уровне.
Мы неоднократно высказывались о том, что отечественные семена если и уступают в чем-то иностранным, то это в подавляющем большинстве случаев в связи с лучшей подготовкой последних и, прежде всего, обработкой их стимуляторами роста. Ведь только один этот прием способен увеличивать урожайность посевов до 20 процентов. Это так же является одним из доводов в пользу строительства или модернизации семенных заводов, в том числе и с господдержкой. И очень бы хотелось, чтобы эффективность ее была бы в разы выше, чем в предыдущее десятилетие, когда из пяти видов господдержки только «погектарка» на участки гибридизации оказала существенную помощь в развитии семеноводства и то только гибридов пропашных культур. Остальные же виды поддержки уходили либо производителям товарной продукции (причем и тем, кто использовал иностранные семена), либо из-за размытых критериев к их получателям, использовались в основном для строительства сушилок и зерноскладов.
С учетом того, что в нашей стране 78 сельскохозяйственных регионов (имеющих как минимум по 2-3 агроклиматических зоны) и не менее семи групп сельскохозяйственных культур, обеспечивающих продовольственную безопасность страны имеющих свои нюансы, на наш взгляд, контрпродуктивно рассуждать о проблемах семеноводства в общем, а тем более на основе подобных умозаключений вносить предложения по их решению. В связи с этим остановимся на одной из проблем семеноводства кукурузы – необходимости строительства новых заводах по подготовке семян.
Прежде чем говорить о необходимости строительства новых ККЗ необходимо понимать емкость отечественного рынка семян кукурузы. А она по оценкам экспертов с учетом планируемого роста животноводства к 2025 году не превысит 100 тыс. тонн. (www.napksk.ru). С учетом же того, что уровень семенной независимости, утвержденный Доктриной продовольственной безопасности России, составляет 75 процентов, то, соответственно, потребность в семенах кукурузы составит 75 тыс. тонн.
Следующим шагом нашего исследования является анализ использования имеющихся в стране мощностей заводов по подготовки семян и их состояние. Приведенные в таблице данные говорят о том, что имеющиеся мощности используются не более чем на 60%, а при полной загрузке отечественные предприятия способны произвести до 65-70 тыс. тонн семян. При этом подготовка порядка 55 тыс. тонн по качеству не уступает европейским заводам (именно на этих заводах готовят семена, произведенные иностранными компаниями в России). Еще три ККЗ достигнут этих показателей в ближайшие 2-3 года после завершения модернизации (которая проводится без господдержки), а это еще 20 тыс. тонн. Несложные арифметические действия показывают, что плановую потребность в семенах кукурузы, обеспечивающую семенную независимость российского АПК, отечественные семеноводческие компании обеспечат на имеющихся сегодня мощностях.
Динамика использования производственных мощностей по подготовке семян кукурузы в Российской Федерации
Регионы |
Максимальная мощность, тонн/год |
2017 год |
2018 год |
||
Произведено семян, тонн |
Фактическое использование мощностей, % |
Произведено семян, тонн |
Фактическое использование мощностей, % |
||
Краснодарский край |
47 500 |
19 300 |
41 |
16 000 |
34 |
Кабардино-Балкарская Республика |
20 300 |
14 800 |
73 |
14 100 |
69 |
Другие регионы |
30 500 |
9 300 |
31 |
8 800 |
29 |
Итого |
98 300 |
43 400 |
44 |
38 900 |
40 |
И вот здесь как раз и возникает вопрос, а нужны ли в России новые семенные заводы? На него мы отвечаем однозначно – нужны! Но вот сколько строить и, главное, где их размещать?
Сколько ответить не сложно – два-три общей мощностью 25 тыс. тонн в год в ходе мероприятий по углублению локализации производства семян иностранной селекции в Российской Федерации. Но в рамках той же локализации более интересно с точки зрения государства нарастить эти мощности путем реконструкции уже имеющихся ККЗ, стимулируя процесс совместной деятельности отечественных и иностранных компаний.
А вот где - это вопрос, требующий особого более внимательного рассмотрения если мы не хотим повторить сценарий «развития» (скорее ликвидации) украинского семеноводства кукурузы с помощью западных партнеров. Там иностранные компании сначала предложили местным заводам заняться выращиванием и подготовкой семян иностранной селекции на очень выгодных финансовых условиях с полным контролем ими всего процесса производства. За несколько лет построили в самых лучших для выращивания семян районах собственные заводы, а затем начали напрямую работать с сельхозпроизводителями, выращивавшими для украинских ККЗ семенной ворох, так как чаще всего в сырьевых зонах последних и размещались эти зарубежные заводы. А так как государственная политика их страны основывается на постулате – рынок сам все отрегулирует, если не мешать конкуренции, национальные предприятия не могли противостоять экспансии глобальных компаний и практически свернули производство. Сегодня доля рынка семян кукурузы украинской селекции в стране не превышает 10 процентов.
Последние 3-4 года в России наблюдается попытка реализовать аналогичный сценарий на рынке семян кукурузы, где доля семян отечественной селекции, несмотря на активность иностранных компаний, стабилизировалась на уровне 50 процентов. Так в 2016-2017 годах одна из немецких компаний попыталась разместить свой завод в 20 километрах от крупнейшего отечественного кукурузокалибровочного завода, на котором она осуществляла подготовку своих семян, выращенных на юге России. Правда, в Краснодарском крае, несмотря на активность отдельных поборников свободного рынка, смогли настоять на компромиссном варианте. Надо отдать должное и тому, что топ-менеджмент компании более склонен к компромиссам, чем их региональные представители.
В прошлом году одна из французских компаний объявила о намерении разместить ККЗ в Воронежской области в непосредственной близости от одного из современных отечественных заводов при полной поддержке регионального министерства.
На Ставрополье в 2018 году уже пущен «пятитысячник» компании «Ремингтон».
Мы не против политики привлечения инвестиций, но инвестиции не сама цель служащая для бравурных отчетов отдельных ведомств. Они должны развивать, а не уничтожать отечественное семеноводство, тем более при поддержке государственных структур. По нашему мнению, федеральным и региональным ведомствам необходимо иметь четкое и согласованное понимание, где и на каких условиях должны привлекаться зарубежные инвестиции. Так, если брать производство семян кукурузы, то государственные преференции могут предоставляться только тем инвесторам, которые наряду со строительством заводов по подготовке семян готовы развивать их сырьевую зону и прежде всего на орошении. То есть размещать заводы в регионах с достаточным количеством суммы положительных температур для культуры и где требуются вложения в мелиорацию.
Сегодня же с учетом того, что иностранные компании в подавляющем большинстве размещают участки гибридизации только на орошении государственные затраты на мелиорацию все больше работают не на отечественных производителей семян, финансовые возможности которых не позволяют противостоять экспансии зарубежных конкурентов.
Но более рационально, на наш взгляд, с точки зрения государства направить усилия на стимулирование совместной деятельности отечественных и зарубежных селекционно-семеноводческих компаний вплоть до создания ими совместных предприятий, прежде всего в тех направлениях где мы отстаем. Тем более, что первые шаги в этом плане, выразившиеся в совместных селекционных программах, уже сделаны несколькими отечественными компании (ООО «Агроплазма», ООО «Росагротрейд», ООО «Галактика» и др.) Дальше всех в этом продвинулось ООО «Семеноводство Кубани» совместно с ООО «Майзадур Симанс Кубань». Это позволит ускорить модернизацию отечественных ККЗ и дозагружать имеющиеся мощности. Конечно, в одночасье результат сложно ожидать, но государственная политика по данной проблеме должна быть четко и однозначно обозначена. Подобная практика позволит не только легально получать селекционный материал, совершенствовать технологии и обучать кадры, но и в случае ужесточения санкций сохранить компании полного цикла на территории России.
Как стимулировать? Прежде всего разработать и утвердить методику определения степени локализации производства семян (как это сделано, например, в сельхозмашиностроении) и дать четкое понятие их отечественного производителя. Одновременно обозначить регионы, в которых государство будет поддерживать строительство новых селекционно-семеноводческих комплексов (с учетом в том числе и их сырьевых зон) с использованием иностранного капитала посредством заключения соглашений по реализации инвестиционных проектов и только им предоставлять налоговые и другие льготы. Это не потребует никаких дополнительных бюджетных затрат за исключением расходов на бумагу, но позволит значительно более эффективно реализовывать отраслевые инвестиционные проекты и не только с участием иностранных компаний.
Думается, что период, когда от долларовых посулов у нас замирало сердце, должен остаться в истории. Сегодня необходимо смелее обозначать условия привлечения иностранных инвестиций, учитывающих интересы государства и отечественного бизнеса, как это делают наши китайские, да и белорусские партнеры.
И.А. Лобач – президент НАПСКиП