Зачем нужно определение – «Семена отечественной селекции»

Указом Президента РФ 21 января 2020 года была утверждена новая (вторая по счету) «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее «Доктрина»). В этом стратегическом документе определены пороговые значения показателей продовольственной независимости страны по 11 показателям, в том числе впервые был обозначен минимальный (70% ) уровень самообеспеченности АПК России семенами основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции, который фактически определил их объем производства, гарантирующий продовольственную самообеспеченность страны. К сожалению, некоторые представители отечественного АПК, связав это исключительно с ухудшением международных отношений, отнеслись к этому факту как к временному инциденту, не требующему реальных действий. А компании, занимавшиеся продвижением иностранных семян в России и их ассоциации, вообще посчитали данный документ политической декларацией без каких либо экономических последствий для них. При этом сторонники широкого использования зарубежных семян поначалу принялись усиленно доказывать, что ограничение их использования снизит урожайность и поставит под угрозу выполнение планов Россией по экспорту сельскохозяйственной продукции. Затем пытались семена иностранной селекции, выращенные в России приравнять к отечественным, манипулируя понятиями. Похожую позицию высказывали и представители крупных агрохолдингов, где доля иностранных семян в посевах превышала 80%, и союзы перерабатывающих предприятий. На первый взгляд их «веские» доводы при внимательном изучении выглядят неубедительно и не имеют под собой объективных доказательств. Скорей всего именно этим, а также сохраняющимися лоббистскими возможностями продавцов иностранных семян, объясняется тот факт, что термин «семена отечественной селекции» до настоящего момента не имеет законодательно утвержденного определения. Такое положение не позволяет объективно оценить обеспеченность России семенами, производство которых полностью не зависит от настроения компаний из недружественных стран, важность чего особенно обострилась с началом СВО.

В этих условиях, параллельно с совершенствованием нормативной базы и уточнением понятийного аппарата, необходимо наращивать конкурентоспособность отечественного семеноводства и отечественного АПК в целом. Возможность этого подтверждают итоги заканчивающегося года, в котором Россия уверенно наращивает экспорт зерновых (где доля отечественных семян практически 100%), несмотря на все западные санкции и ограничения. В этом конечно же большую роль играет контроль всего процесса производства семян от селекции до «мешка». К сожалению, о кукурузе, где доля отечественных семян составляет около 50%, этого сказать нельзя. Но можно с уверенностью утверждать, что при соответствующей государственной поддержке их количество достаточно быстро увеличится до установленных критериев Доктрины всего за один-два года. Особенную актуальность этому придает то, что ежегодно отечественные аграрии платят за семена кукурузы иностранного производства не менее 14-16 млрд. руб., в то время как отечественные обошлись бы в 3-5 раза дешевле. Простое сокращение доли импортных семян кукурузы в два раза даст отечественным семенным компаниям дополнительно около 2-2,5 млрд. руб. выручки (при том, что бюджетное финансирование ФНТП в области селекции по всем культурам до 2025 года не превышает 5 млрд. руб), а сельскохозяйственные предприятия России сэкономят 6-7,5 млрд. руб. Солидные деньги, которые АПК может получить без каких-либо бюджетных затрат. Фактически это равносильно выделению АПК государственной поддержки на 10 млрд. руб. Похожая ситуация и с некоторыми другими культурами, где тридцатилетняя экспансия импортеров семян при молчаливом (и не только) соглашательстве лояльных к ним сельхозпроизводителей привела к критической импортозависимости. Потребители же иностранных семян, все эти годы финансировавшие зарубежную селекцию, сегодня в одночасье хотят получить гарантии обеспеченности семенами, привычно не платя роялти (основной источник финансирования селекционных работ). Тем же, кто вопреки объективным данным по урожайности гибридов (сортов) отечественной и иностранной селекции сохраняют убежденность в превосходстве последних, хочется заметить, что финансовые потери хозяйств даже при самой значительной разницы в урожайности не идут ни в какое сравнение с потерями из-за того, что значительные площади (если не все) не будут засеяны по причине банального отсутствия семян из-за введенного нового пакета санкций или очередной пандемии. В этом случае потери будут исчисляться даже не десятками, а сотнями миллиардов рублей. Например, отсутствие семян сахарной свеклы хотя бы в течение одного сезона приведет к остановке всех 74 сахарных заводов страны. Запуск каждого из них через один-два года потребует как минимум 1,5 млрд. руб. на приведение оборудования в рабочее состояние после вынужденного простоя и еще 2 млрд. руб. оборотных средств. Именно столько средств потребовалось в конце нулевых годов на запуск сахарного завода в ст. Динской после двухлетнего простоя. Не говоря о том, что страна вообще останется без сахара.

Именно поэтому правительство России предпринимает конкретные (возможно жесткие) шаги, направленные на защиту отечественного рынка семян и развитие селекции. Вместе с этим, по мнению экспертов, существуют существенные резервы по повышению их эффективности. Для более рационального использования бюджетных средств, на наш взгляд, необходимо оптимизировать порядок их предоставления. Имеется ввиду сокращение государственной поддержки для сельхозтоваропроизводителей, которые экономически необоснованно используют дорогостоящие иностранные семена. Нет смысла предоставлять господдержку тем, кто считает возможным сорить деньгами. Чтобы этого добиться, нужно прежде всего в нормативных документах дать определение семенам отечественной селекции или определить перечень критериев, которым они должны отвечать. Для выработки таких критериев Ассоциация провела в течение 2022 года несколько заседаний экспертного совета, на которых в ходе предметных обсуждений были выработаны критерии, которые в окончательной редакции выглядят следующим образом:

  1. Сорта (гибриды) должны быть созданы селекционно-семеноводческими центрами либо физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, при этом в уставном капитале юридического лица не должно быть иностранных юридических или физических лиц, и лиц без гражданства.
  2. Авторы, оригинаторы и патентообладатели сортов (гибридов) должны быть физические или юридические лица, являющееся налоговыми резидентами РФ, при этом в уставном капитале юридического лица не должно быть иностранных юридических или физических лиц, и лиц без гражданства.
  3. Выращивание семян сортов всех категорий (ПР, СЭ, ЭС и РС1) и семян гибридов (включая родительские линии) должно осуществляться на территории Российской Федерации и (или) в странах, не включенных в список недружественных государств.

Следует подчеркнуть, что в дискуссиях, на которых были сформулированы данные критерии, участвовали и ведущие специалисты организаций, не являющихся членами Ассоциации. То есть можно констатировать, что это мнение того сектора «отраслевого сообщества», которое занимается селекцией и семеноводством кукурузы, подсолнечника, сои и сорго. Не исключаем, что в силу значительного разнообразия перечень критериев для остальных сельскохозяйственных культур будет несколько другим. Конечно, предложенные ассоциацией критерии могут быть изменены или дополнены, но в любом случае, они должны с одной стороны четко идентифицировать сорта и гибриды отечественной селекции, а с другой не ограничивать отечественных селекционеров в вопросах сотрудничества с иностранными компаниями и использовании в своей работе зарубежного селекционного материала. Поэтому необходимо как можно быстрее в нормативных документах дать определение семенам отечественной селекции. Это позволит сконцентрировать господдержку на развитии именно отечественных селекции и семеноводства. В качестве оказания господдержки на новых принципах предлагаются к рассмотрению следующие варианты:

  1. Не предоставлять любые виды господдержки сельхозтоваропроизводителям, которые в структуре посевных площадей имеют отечественных гибридов кукурузы менее 30%, подсолнечника менее 25 %, сои менее 75%, с последующим ростом к 2025 году до 75, 65 и 75 процентов соответственно.
  2. Не предоставлять сельхозтоваропроизводителям льготные (5 процентные) кредиты в случае их несоответствия критериям, указанным в п.1.
  3. Оказывать финансовую поддержку семеноводческим предприятиям для возмещения затрат при выращивании семян гибридов и сортов (в том числе затраты на аренду земельных участков и их орошение) только отечественной селекции.
  4. Предусмотреть в порядках предоставления лимитов на забор воды приоритет для семенных участков, на которых выращиваются только семена гибридов и сортов отечественной селекции.
  5. Предоставлять лимиты на забор воды владельцам орошаемых земельных участков только в том случаи, когда для выращивания семян отечественной селекции предоставляется площадь не меньше чем для иностранных компаний.

Конечно, это только неполный перечень возможных поправок, которые бы позволили значительно повысить эффективность господдержки отечественной селекции и семеноводства по всем основным сельскохозяйственным культурам. Хочется надеяться, что в 2023 году такая поддержка будет уже оказываться с учетом нормативно закрепленного определения – «Семена отечественной селекции». На наш взгляд, все основания для этого имеются.

Лобач И.А.

Самусь М.В.