Доктрина продовольственной безопасности является стратегическим документом, который определяет главные направления развития отечественного агрокомплекса на ближайшие годы. Одним из наиболее сложным и при этом важным показателем выполнения стратегии является обеспеченность семянами отечественной селекции, доля которых по основным сельскохозяйственным культурам должна составлять не менее 75 процентов - декларируется документом. Сегодня необходимо определиться со сроками достижения этих критериев, так как реализация любой стратегии определяется достижением конкретных показателей к контрольным срокам.
В настоящее время Минсельхоз России совместно с учеными и ведущими специалистами отрасли прорабатывает сроки выполнения параметров доктрины и по всей видимости в ближайшие месяцы они будут закреплены в соответствующих документах. Целью этой работы, конечно же должно быть не просто достижение контрольных параметров доктрины, а модернизация отрасли, обеспечивающая производство необходимого количества качественных, конкурентоспособных семян отечественной селекции, которую сегодня в условиях значительной глобализации семенного рынка невозможно провести без всесторонней поддержки государства. При этом меры, регламентирующие использование зарубежных семян в России рассматриваются членами Ассоциации как вынужденная и временная мера. Конечно без этого на начальном этапе не обойтись, слишком запущена ситуация по некоторым культурам, но всё-таки период их действия должен иметь ограниченный по времени характер. Невозможно создать конкурентоспособную отрасль семеноводства опираясь только на меры искусственного ограничения присутствия на нашем рынке семян зарубежного производства. Поэтому успешная реализация Доктрины будет в большей степени зависеть от того, сможем ли мы (профессиональное сообщество совместно с государством) эффективно решить вопросы ее научного, технологического, финансового, кадрового и нормативно-правового обеспечения. При этом совершенствование отраслевого законодательства в ряду перечисленных условий не выглядит самым легко выполнимым, но в отличие от других не требует ни бюджетных затрат, ни поиска инвесторов, ни времени на создание новых сортов и подготовку высококвалифицированных кадров.
Безусловно закон «О семеноводстве» в регулировании деятельности всех участников рынка семян будет играть ключевую роль. Сейчас его проект находится в Правительстве и скорее всего будет внесен в Государственную Думу в самом начале осенней сессии. В связи с этим, Ассоциация считает необходим еще раз вернуться к этой очень важной теме.
Мы неоднократно отмечали ранее, что к концу нулевых годов сформировалось две «условные» группы участников отечественного рынка семян, одна из которых заинтересована в дальнейшем ограничении государственного регулирования и создания наиболее благоприятных условий для дальнейшего расширения продаж семян зарубежного происхождения. Вторая группа считала необходимым усиление государственного регулирования отрасли для создания условий, способствующих динамичному развитию отечественных селекционно-семеноводческих компаний. Эти два принципиально разных взгляда на будущее отечественного семеноводства не давали возможность сформировать консолидированную позицию, что не позволяло в предыдущие годы принять ФЗ «О семеноводстве» в новой редакции. Разногласия существуют и сегодня, но введение антироссийских санкций и принятие «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» сделали практически неотвратимым принятие этого закона в редакции, отражающей в большей мере взгляды сторонников усиления государственного регулирования отрасли. К сожалению, ряд концептуальных подходов разработчика законопроекта настолько увеличил в проекте «административную нагрузку», что свел на нет всю благую цель его принятия и среди производителей семян все чаще слышались высказывания: «Чем принимать такой закон, лучше работать на основе старого». В связи с этим, шесть основных отраслевых союзов высказались за его отзыв для доработки. Министерство сельского хозяйства России по итогам конструктивного диалога с представителями отраслевого сообщества внесло существенные изменения. Из законопроекта исключены положения о лицензировании и обязательной сертификации, а введение генетических паспортов будет носить отложенный характер. Но, к сожалению, в последней редакции, внесенной в Правительство 31.07.2020 года по-прежнему предусматривается вмешательство надзорного органа в производственную деятельность путем осуществления контроля на стадии выращивания, подготовки, хранения и реализацией семян. В законе используются настолько общие формулировки, что совершенно не понятно, что именно будут контролировать инспекторы на первых трех вышеуказанных этапах.
Так, если рассмотреть полномочия контролирующего органа, перечисленные в п. 1, ст. 29 проекта закона, то в нем говориться, что: «Проверка соблюдения процессов и работ, связанных с производством, хранением, реализацией семян сельскохозяйственных растений, или в отношении объектов, связанных с производством, хранением, реализацией семян, … предусматривает:
4) проведение проверки условий, связанных с производством, хранением и реализацией семян;
5) проведение обследований объектов, связанных с выращиванием, производством, хранением и реализацией семян».
В условиях отсутствия подзаконных актов (скорее всего это регламенты производства семян), которые в законопроекте не предусматриваются, совершенно непонятно, что инспекторы (нередко слабо разбирающиеся в технологии выращивания и подготовки семян конкретных культур) будут проверять? Глубину заделки семян, ширину междурядий или размер отверстий в решетах при их калибровке? Понятно, что специалистами отрасли высказываются справедливые опасения в том, что при постоянно совершенствующемся технологическом процессе производства семян и высокой скорости появления как нового оборудования, так и приемов его использования остро станет вопрос систематического внесения изменений в нормативные акты. А с учетом сроков принятия нынешних изменений существует реальная опасность того, что разработка необходимых подзаконных актов будет все время отставать от внедрения новейших технологий. Кроме того вообще непонятно, что значит проверка объектов, связанных с выращиванием семян? Это земля, сеялка, трактор или весь посевной агрегат?
Перечисленная нами малая толика нестыковок создает условия для прямого вмешательства в хозяйственную деятельность семеноводческих организаций с прогнозируемым повышением условий для коррупции, увеличением административной нагрузки на отечественные селекционно-семеноводческие компании. Понятно, что это негативно скажется на их конкурентоспособности по сравнению с иностранными компаниями, производящими семена за рубежом без такого «репрессивного» воздействия. Кроме того практика прошедшего десятилетия показывает, что ужесточение контроля легальных производителей ни коим образом не гарантирует снижения оборота несортовых и контрафактных семян, производимых в заброшенных ангарах и в регионах, где семена этой культуры вырастить невозможно. Контроль технологического процесса выращивания и подготовки семян не гарантирует сортовую чистоту готовых семян в мешке, получение на выходе качественных семян, но с учетом различного «понимания» технологии их производства инспекторами гарантирует появление надуманных (пресловутый человеческий фактор) «проблем» у производителя семян. Для отрасли более важно контролировать не процесс производства и подготовки семян, а их сортовые и посевные качества в товарных партиях, ведь именно там проявляется фальсификат и брак. Гораздо эффективнее сосредоточить основное внимание на качестве обращающихся на рынке семян. Особенно на конечном этапе их использования. Именно отбор контрольных проб из сеялки фермера или на складе перекупщика позволит выявить фальсификаторов, пройдя по всей цепочке движения семян.
Разумный, правильно направленный контроль за качеством находящихся в обращении на рынке семян должен стать проблемой для фальсификаторов и стимулировать развитие легального семенного бизнеса, в том числе и защищая авторские права селекционеров. Именно такое регулирование может создать необходимые предпосылки для резкого повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Производить качественные семена в России должно быть выгодней и проще, чем в других странах, в том числе и считающихся мировыми лидерами в области семеноводства. Сегодня принятие доработанной, сбалансированной редакции закона «О семеноводстве» и есть уникальная возможность создать необходимые для этого условия.
Президент Ассоциации И.А. Лобач
Исполнительный директор Ассоциации М.В. Самусь